Проекционные экраны для домашнего кинотеатра
|
В начале этого года мы созвонились с шестью производителями проекционных экранов и попросили их предоставить нам для тестирования самые лучшие модели белых и серых экранов для домашнего кинотеатра. |
В результате мы получили 12 экранов и провели многие часы, тестируя как каждый из них в отдельности, так и сравнивая друг с другом. |
В этой статье мы приводим полученные нами данные и комментарии. |
Мы надеемся, что эта информация будет полезной для вас при подборе экрана для домашнего кинотеатра. |
Действительно ли проекционные экраны отличаются друг от друга? |
Один человек написал недавно, что он выбирал из трех проекционных экранов: все они были в жесткой раме, белого цвета, одного и того же размера, но один стоил $1800, другой $1200, а третий $600. |
Вот и вопрос, действительно ли между ними есть различия или все это не более чем рекламный ход? |
Ответ - да, различия между ними есть и иногда эти различия огромны. |
Основные различия наблюдаются по следующим параметрам: |
Разрешение (Resolution). |
Может показаться неправдоподобным тот факт, что профессиональные белые (или серые) проекционные экраны могут отличаться друг от друга разрешением или деталями отображения, но они действительно отличаются. |
Некоторые экраны просто воспроизводят более четкое и чистое изображение, чем другие. |
Яркость, отражательная способность (Brightness/reflectivity). |
Экраны сильно отличаются по способности отражать свет. |
Теоретически, коэффициент отражения экрана должен относиться к его отражательной способности. |
Но, судя по нашему опыту, к сожалению, показателям коэффициента отражения нельзя доверять, так же как и показателям яркости (выраженным в ANSI lumen) проекторов. |
Некоторые экраны по природе своей более яркие, чем другие, даже если в технических характеристиках сказано обратное. |
Контраст (Contrast). |
Большинство покупателей очень серьезно относятся к показателю контраста проектора, который они покупают, но не имеют никакого понятия о том, что экран, который они используют, может как улучшить эффект от проектора, так и ухудшить. |
Точность цветопередачи (Color accuracy). |
Экран не должен добавлять свой цвет к цветам проектора. |
Некоторые из протестированных нами экранов, действительно были нейтральными, как и должно быть, но некоторые, к сожалению, не были безупречны. |
Стройте качество (Build quality). |
Как только вы откроете коробку с экраном и снимите упаковку, вы увидите, что существуют значительные отличия между экранами в зависимости от того, какие материалы производители используют для изготовления экранов, как собирают экраны, как уделяют внимание мелочам и общему качеству изделия. |
Однако, хотя эти различия и стоит отметить и иметь в виду, но как только экраны в жесткой раме собраны и установлены, качество их самих отходит на второй план, уступая место качеству отображаемого ими изображения. |
С другой стороны, если вы планируете установить моторизованный экран с моторизованными шторками и/или сдвижной маскировочной системой, то качество таких экранов продолжает играть главную роль на протяжении всего срока службы. Механическая точность, долгосрочная надежность и наличие сервисного обслуживания являются намного более важными факторами для экранов с подвижными частями, чем для экранов на раме. |
В этой статье мы расскажем о типах экранного полотна и о качестве изображения, но не будем затрагивать вопросы, касающиеся систем крепления экранов. |
Какой экран использовать: классический белый или высококонтрастный серый? |
Наиболее распространены два вида материалов, из которых делают экраны для домашнего театра. |
Первый - это традиционный белый, который используется уже в течение многих десятилетий, второй - светло- или средне-серый. |
Концепция серого экрана было впервые предложена в 2001 году фирмой Stewart Filmscreen в их новом экране Grayhawk и с того момента серые экраны стали очень популярны. |
Серые экраны часто называют высококонтрастными экранами, потому что главная их задача состоит в том, чтобы повысить контраст цифровых проекторов при использовании в помещениях с неполным затемнением. |
Серый экран лучше поглощает окружающий свет, который на него попадает, чем белый экран. |
В результате этого удается достичь на экране максимального уровня черного. |
А получается так потому, что (при условии, что проектор имеет вполне достаточную яркость, как и положено большинству цифровых проекторов), белые участки остаются удовлетворительно белыми, в то время как черные становятся более черными. |
Все это делается ради того, чтобы увеличить контрастный диапазон изображения на экране. |
Появление серых экранов в 2001 явилось вызовом всем типам цифровых проекторов в отношении контраста. |
Все что могло помочь повысить уровень контраста, было долгожданным дополнением к системам домашнего кинотеатра. |
Однако за последние три года уровень контраста в цифровых проекторах значительно увеличился. |
Сегодня самые высококонтрастные проекторы заявляют уровень контраста 3000:1 и выше. |
Хотя эти цифры являются теоретическими и не достижимы в реальной жизни, факт остается фактом: уровень контраста значительно улучшился для всех цифровых проекторов в течение последних трех лет. |
А имеет ли смысл использовать серые экраны? |
Сегодня можно услышать, что высококонтрастные DLP проекторы не нуждаются в серых экранах, но это не так. |
Действительно, если использовать высококонтрастные проекторы в помещении, где возможно полное управление освещением, то необходимо использовать белые экраны. |
Однако для полного управления освещением в помещении не достаточно просто выключить свет. |
Вы также должны учитывать latent contrast value (скрытую контрастную ценность) того помещения, где предполагается использовать проектор. |
Планируете ли вы выделить отдельную темную комнату под театр с темными стенами и потолками, темными мебелью и коврами и как в настоящем кинотеатре у вас совсем не будет окружающего света? |
Если вы ответили да на эти вопросы, то лучшим решением для вас будет белый экран и высококонтрастный проектор. |
Истинный киноман сделает что угодно, чтобы создать именно такие условия для просмотра — это и будет классический High-End домашний кинотеатр в своих лучших проявлениях. |
Однако большинство любителей домашнего кинотеатра не имеют возможности выделить для кинотеатра отдельную темную комнату. |
Проекционные системы обычно располагают в гостиных, в многофункциональных комнатах развлечений или общих комнатах, в которых стены, потолки и шторы выдержаны в светлых тонах. |
Поэтому, даже если полностью выключить освещение, свет, отражаясь от экрана, попадет на рефлектирующие элементы в комнате и отразится назад на экран. |
В такой ситуации серый экран будет более эффективным при гашении этого света, таким образом, поддерживая более глубокий уровень черного на экране. |
Что такое коэффициент усиления экрана? |
Каждый продаваемый экран имеет такую характеристику как "коэффициент усиления", некоторые экраны имеют "низкий коэффициент усиления", другие "высокий коэффициент усиления". |
Большинство белых экранов для домашнего кинотеатра имеют низкий коэффициент в диапазоне от 1.0 до 1.3, некоторые современные серые экраны имеют коэффициент еще ниже - 0.8. С другой стороны, одна фирма заявляет, что ее экраны имеют коэффициент усиления аж 6.0. |
Однако если вы никогда раньше не изучали рынок проекционных экранов, то, скорее всего все это цифры вам ничего не говорят. |
Коэффициент усиления есть величина отражения любого экрана или любой поверхности, на которую проецируют изображение. |
Численное выражение коэффициента есть отношение количества света, отражаемого от экрана по отношению к количеству света, отражаемого от стандартной белой (окись магния) поверхности. |
Следовательно, экран с коэффициентом усиления 1.0 отразит то же самое количество света, какое отразится от белой поверхности. |
Экран с коэффициентом усиления 1.5 отразит на 50 % света больше, чем белая поверхность, а серый экран с коэффициентом 0.8 отразит 80 % того света, который отразится от белой поверхности. |
Коэффициент усиления измеряется по максимальной точке, в которой экран получается самый яркий. |
Эта точка расположена непосредственно посередине экрана и строго перпендикулярно к нему. |
Говоря сухими терминами, измерение коэффициента усиления в этой точке называется "максимальным усилением под углом в ноль градусов относительно оси просмотра" (Peak Gain at Zero Degrees Viewing Axis). |
Если вы сместитесь в сторону и посмотрите на экран под углом, то яркость проецируемого изображения уменьшится. |
Угол, под которым коэффициент усиления падает до 50% максимального значения, называется половинным углом обзора (Half Gain Viewing Angle). |
Человек, который смотрит на экран под этим углом, будет видеть изображение в половину яркости, в отличие от того человека, который будет смотреть на экран под прямым углом. |
Экраны с низким коэффициентом усиления имеют более широкий половинный угла обзора, чем экраны с высоким коэффициентом усиления. |
Это происходит потому, что экраны с низким коэффициентом усиления распределяют свет более равномерно по более широкому углу обзора. |
Экраны с высоким коэффициентом усиления созданы для того, чтобы отражать больше света от проектора назад к центру линии проецирования и меньше к наклонным углам обзора. |
Таким образом, яркость уменьшается быстрее по мере того, как вы отклоняетесь о нулевой отметки по оси обзора и половинный угол обзора получается относительно узким. |
Высокий коэффициент усиления — это хорошо? |
Казалось бы, проще всего считать, что экраны с высоким коэффициентом усиления предпочтительнее экранов с низким коэффициентом, но это неправильно. |
С одной стороны, большая способность отражать означает более яркое изображение, а более яркое изображение—это хорошо, правильно ведь, да? |
Но с другой стороны, есть некоторые минусы использования экранов с высоким коэффициентом для домашних кинотеатров. |
Во-первых, как отмечено выше, есть взаимосвязь между коэффициентом усиления и углом обзора. |
Экран с коэффициентом 1.0 распределяет свет равномерно во всех направлениях. |
Следовательно, зрительские места можно расположить под довольно широким углом обзора относительно экрана и все зрители увидят изображение одинакового качества, в не зависимости от того, где они сидят. |
Если вы используете экран с высоким коэффициентом усиления, то яркость изображения увеличивается для тех, кто сидит посередине и уменьшается для тех, кто сидит ближе к сторонам. |
Кроме того, если вы будете перемещаться от центра в сторону, относительная яркость различных частей изображения может изменяться весьма заметно. |
Таким образом, наличие экрана с высоким коэффициентом усиления может ограничить количество зрительских мест, с которых смотреть кино будет комфортно. |
Во-вторых, экран с высоким коэффициентом усиления обычно не одинаково отражает красный, зеленый и синий цвета. |
Поэтому, если вы будете перемещаться относительно центра экрана, то цвета изображения могут изменяться. |
Еще раз обратите внимание, что для каждого зрителя изображение будет видеться немного по-разному, в зависимости от места, где он сидит. |
В-третьих, любой экран с коэффициентом выше 1.0 хоть в какой-то степени, но имеет эффект "горячего пятна" (hotspotting). |
Поясняем, если мы расположимся прямо напротив середины экрана, то средняя часть изображения будет казаться более яркой, чем края. |
На экранах с коэффициентом приблизительно до 1.3 это не очень заметно, но по мере увеличения коэффициента выше 1.3 это может стать довольно заметным. |
Экраны с высоким коэффициентом занимают свою нишу. |
В конференц-залах и учебных аудиториях, где необходимо наличие минимального освещения и большинство посадочных мест могут быть размещены относительно компактно перед экраном, экраны с высоким коэффициентом могут быть весьма эффективны в повышении яркости изображения. |
Однако, истинный любитель кино, для достижения оптимального качества изображения в домашнем кинотеатре скорее предпочтет экран с низким коэффициентом. |
Относительная яркость проекционных экранов. |
Вопреки популярному мифу, не все проекционные экраны сделаны одинаково: одни ярче других, и иногда значительно. |
Поскольку каждый производитель использует свои способы и разное оборудование для определения коэффициента, то, просто, судя по техническим характеристикам описания экрана нельзя сказать, какие экраны ярче. |
Поэтому мы решили не смотреть на заявленные коэффициенты, а провели наши собственные замеры яркости для каждой из отобранных моделей экранов. |
Для этого мы измерили яркость всех экранов относительно стандартной белой поверхности, которая есть в нашей лаборатории и которую мы взяли за 100 %, т.е. коэффициент 1.0. |
Все экраны были помещены в идентичные условия и процесс измерения велся на одинаковом оборудовании в черной комнате с использованием белой поверхности в качестве постоянной величины. |
Экраны и белая поверхность были освещены тестовым белым светом яркостью 100 IRE. |
Оценка всем экранам давалась в зависимости от того, сколько процентов света этот экран мог отразить относительно показателя белой поверхности. |
Результаты оказались следующие: |
Белые Экраны Stewart Studiotek 130 - 130 % |
Draper М1300 - 125 % |
Da-lite CinemaVision - 110 % |
Goo Systems CRT White - 100 % |
Vutec BriteWhite - 90 % |
Carada Classic Cinema White - 65 % |
Серые Экраны Vutec SilverStar - 240% |
Stewart Firehawk - 115% |
Da-lite High Contrast CinemaVision - 90% |
Goo Systems Digital Grey Lite - 75% |
Draper HiDef Gray - 70% |
Carada High Contrast Gray - 45% |
Относительная яркость - не единственный фактор, который надо учитывать при выборе экрана. |
Цветопередача, контраст, разрешение и "горячее пятно" также важные переменные, на которые надо обратить внимание. |
Приведенные в таблице данные должны помочь рассеять миф о том, что в принципе все экраны одинаковы. |
Резюме |
Цифровые проекторы развиваются так же быстро как компьютеры, каждый год, становясь лучше и дешевле. |
Так что если вы типичный любитель домашнего кинотеатра, вы, скорее всего время от времени будете модернизировать ваш проектор и за жизнь приобретете ни один проектор. |
С экранами дело обстоит не так. |
В сфере экранов быстро ничего не изменяется ни в плане изменения цен, ни в улучшениях свойств экрана. |
Некоторые из популярных экранов, участвовавших в этом тестировании, существуют на рынке в течение десяти лет или более. |
У вас никогда не будет потребности модернизировать ваш экран из-за того, что он устарел, как это происходит с проекторами. |
Это значит, что тот экран, который вы выберите, скорее всего, прослужит вам много лет. |
Для истинного любителя качественного домашнего кинотеатра существует две основные стратегии при выборе экрана. |
Первая, если ваши финансовые ресурсы позволяют вам приобрести то лучшее, что есть на данный момент, то так и сделайте. |
Экран будет служить вам до конца жизни, и вы уже забудете, сколько потратили на него денег, а чувство удовлетворения от принятия правильного решения останется у вас навсегда. |
Вторая — если сейчас вы ограничены в средствах, то остановитесь на недорогом решении, которое будет временным. |
Удивительным и приятным для нас было то, что экраны одних и тех же производителей побеждали как в категории белых, так и среди серых экранов были признаны наилучшими для использования в домашнем кинотеатре. |
Goo Systems предлагает стабильные решения для аудитории, и их экраны точно совпадали с экранами по параметрам точности цветопередачи. |
Наконец, предложения от Da-lite полностью соответствуют по соотношению цены/качество изображения и подойдут тем, кто не хочет тратить много денег на или не хочет приобретать несколько «доморощенного» вида. |
Все эти рекомендации исходят исключительно из нашего собственного опыта и имеют субъективную оценку относительно качества и ценности. |
Безусловно, другие люди имеют право на свое мнение. |
Мы не претендуем на истину в последней инстанции. |
Хотя нам и показалось, что модели предоставленные фирмами Draper, Vutec и Carada не были на высоте по результатам нашего тестирования, но существует огромная армия поклонников этих фирм, которые наверняка будут не довольны нашими заключениями. |
Так и должно быть. |
Домашний кинотеатр соединяет в себе и художественную часть и техническую. |
И как во всем художественном вкусы и мнения могут сильно отличаться. |